Заказ экскурсий по Львову:

Я в


Авто-екскурсии Львовом
Старый герб Львова Новый герб Львова
Українська мова ''Interes’но у Львові'' Русский язык ''Interes’но во Львове'' English
Interes'но во Львове - ваш персональный гид по Львову. Экскурсии по Львову

Церковь Андрея, бывший комплекс монастыря и костела Бернардинов

Храмы Львова

Историко-архитектурный памятник, который находится во Львове на площади Соборной, 3-А.
Помещения монастыря теперь принадлежит Центральному государственному историческому архиву во Львове, а храм святого Андрея Первозванного передан Украинской греко-католической церкви.

Оборонный монастырь
На месте современной постройки деревянный монастырь был построен еще в XV веке. Память о первой, деревянн
ой, Бернардинской церкви находим в 1460году.

Монастырь бернардинцев долгое время был внешним форпостом системы укреплений Львова. Выполнять эту оборонительную функцию ему позволяли собственные системы укреплений и, в случае необходимости, он защищал фланговым огнем восточные границы города. В этой системе городских фортификаций, в которую он входил, был расположен между Галицкими воротами и Королевским бастионом. В настоящее время сохранилась только восточная стена укреплений и Глинянская башня - со стороны площади Мытной. В 1618 году в башне пробили ворота, но по соображениям безопасности города их заложили в 1620 г. Восстановили проход только в XX веке.

В 1600-1630-х годах вместе со строением костела св. Андрея, встали и кельи монастыря. Его возводили с северной стороны костела. Старая же, деревянная церковь, осталась на юге. Монастырь окружили каменными стенами с бойницами и башней. К ним пристроены хозяйственные постройки - кузница, конюшня и другие. Вокруг монастыря некогда также находилось кладбище. В частности, в 1484 году был похоронен святой Яна из Дукли.

Архив
1784 года австрийские власти учредили в кельях монастыря «Архив гродских и земских актов города Львова». Архив содержит документы периода Галицко-Волынского княжества, фонды центральных учреждений и организаций старопольской периода (XIV-XVII века), австро-венгерского (1772-1918) и российского (1914-1915) господства в Галичине, Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики (1917-1918), Польши межвоенного периода (1918-1939), а также небольшие группы документов советского периода (1939-1941) и немецкой оккупации (1941-1944).

Древнейшие документы архива представлены коллекцией пергаментных грамот 1176-1800 годов. Среди этих пергаментных документов - межгосударственные соглашения (в частности, Брестская уния 1596 года), папские буллы, привилегии королей, князей, воевод и старост, предоставленные городам, селам, церквям, костелы, монастыри, синагогам и цехам, а также поместные соглашения. В коллекции находятся и грамоты, касающиеся Франции, Италии, Молдовы, Валахии, Германии, Венгрии и других государств - всего тринадцатью языками.

Современный Центральный государственный исторический архив во Львове является одним из крупнейших архивов Центрально-Восточной Европы и крупнейшим в Украине.

Костел святого Андрея
Костел-базилика в стиле итальянского (с примесями немецкого) ренессанса возводили с 1600 по 1630-е годы на месте ее деревянного предшественника с XV века. Автором плана строительства является монах Бернард Авелидес (Авеллид). Архитектором был львовский архитектор Павел Римлянин. В фасаде костела четко прослеживается его творческий почерк - привычный для него ренессанс. Костел построен из тесаного камня в виде трехнефной базилики с удлиненными хорами и граненной апсидой. Длина храма 57,5 м, а высота 22 м.

Однако Павлу Римлянину не удалось довести до конца строительство - он умер в 1618 году. Говорят, что польскому королю Сигизмунду III, осматривавшему строительство, замысел Павла Римлянина показался слишком скромным. Поэтому ученик и преемник выдающегося архитектора швейцарец Амвросий Благосклонный строил сооружение иначе. Ему принадлежит щит-фронтон усложненной и причудливой формы. Само сооружение Амвросий Благосклонный строил в стиле немецко-нидерландского маньеризма.

Третий ярус надстроил Андреас Бемер, вроцлавский скульптор и архитектор. Скорее всего, ему же принадлежит и 38-метровая башня костела. На ней в 1753 году были установлены часы с боем, для которого мастер Андрей Франк отлил специальный колокол. Силуэт башни порезанный, сложный, характерно барочный, изящный и очень гармоничный.

Колокольню, находящююся вдоль костела, возвели аж в 1734 году, однако скромность и простота этой двухэтажной, квадратной в плане, сооружения с шатровым навесом роднят ее с ренессансной архитектурой. Долгое время на колокольне висел колокол, отлитый в Львове 1588 года. В 1917 году его перенесли в Музей имени Яна III, чем спасли от переплавки в военных целях Австро-Венгрии в Первой мировой войне.

Первая Служба Божья состоялась в 1611 году - 13 декабря, в день святого Андрея. Благодаря этому храм и получил свое название.

На фасаде можно увидеть статуи святых Ордена бернардинцев, а в нишах второго яруса - скульптурные изображения Матери Божей и апостолов Петра и Павла.

Интерьер храма был расписан в 1738-1740 годах Бенедиктом Мазуркевич - монахом-Бернардином, который учился в Болонье у итальянского художника Джузеппе Карло Педретти. Сохранились семнадцать деревянных алтарей, выполненых в 16З0-1640-х годах мастерами из Ярослава Фомой Гуддера и Конрадом Кутшенрайтером. Восстановлены в начале ХХ века резные скамьи в пресвитерии выполнил в 1640-1644 годах мастер Павел из Быдгощи.

Половина храма первоначально была из тесаного камня, а в 1738 году переделана в мраморе. Металлические двери выполнены в лучших традициях XVII века украинскими кузнецами. Костел имеет орган в 1700 труб и 32 регистра, который был создан в XVIII веке мастером Каспарини с лужицких немцев.

Костел святого Андрея имел большой почет у шляхты. Военные походы всегда начинались богослужением в костеле и освящением оружия. Так, например, и в 1604 году, когда Лжедмитрий I начал со Львова поход на Москву. Перед этим походом Лжедмитрий и взял в храме брак с Марией Мнишек.

Во время проведения реставрационных работ 1976-1977 годов была отреставрирована и полностью открыта стена монастыря вместе с Глинянской башней и воротами со стороны площади Мытной. «Культурные напластования» подняли город выше и при реставрации пришлось стену откапывать, так как нижний слой из больших серых камней был в земле. На протяжении стены сделали канал - имитацию крепостного рва, который летом время заполняется водой. Тогда же открыли ворота на Глинянский башни, заложенной еще в середине XVII века. Сейчас к ним ведет одно из ответвлений перехода.

В 1960-х годах напротив входа в башню стояли часы, сделанные из цветов, время.показывали достаточно точно, как на свою специфическое строение.

В сентябре-ноябре 2008 года состоялся ремонт площади перед церковью - было положено новые, широкие плиты. Также площадь огорожено столбиками, что в дальнейшем сделает невозможным парковки перед храмом.

Колодец
Колодец сооружен 1620 и расположен справа от главного входа в костел, или южнее сооружения в целом, в глубине двора. С этим колодцем связано несколько легенд и преданий.

Ротонда над колодцем, сооруженная в 1761 году, выполнена в виде открытой арочной беседки, увенчанной куполом со скульптурой. В куполе сохранилась роспись на тему чудес святого Яна из Дукли. Сама памятка была реставрирована в 1970-х годах.

Колонна
В 1648 году в честь Яна из Дукли и в память об осаде войсками Хмельницкого поставили деревянную колонну. В 1736 году по проекту Михаила Северина Жевуского был воздвигнут столб, который сохранился до наших времен. Сделал колонну Томаш Гуттер или Фабиан Фесингер. Ранее на колонне стояла скульптура святого - св. Ян стоял на коленях с руками, сложенными в молитве. Поскольку скульптура исчезла бесследно после 1944 года, теперь колонну венчает декоративная ваза.

В самом костеле сейчас содержится часовня с надгробием св. Яна из Дукли, а в боковом алтаре - его образ, возникший здесь «от высокого религиозного чувства графини Софии Фредро», будущей матери митрополита Андрея Шептицкого.

  Легенды и интересности

    * На протяжении 1650-1945 годов комплекс был расположен, варьируясь в разных языках, на площади Бернардинской.
    * С места, где в 1484 году похоронили святого Яна из Дукли, за год ударил целебный источник. Это было расценено как чудо, св. Яна перезахоронили, а на месте источника выкопали колодец.
    * При строительстве в начале XVII в. старый костел не сносили, а новый строили над ним, сводя будто шатер. Старый костел разобрали только после того, как завершили строительство.
    * 1641 во Львове произошло необычное событие - криминальный суд обвинил в богохульстве монаха Альберта Вироземського, который, заключив с дьяволом сделку, отдал ему свою душу вместе с телом. В материалах судебного дела говорилось, что это «самый позорный человеческий поступок за всю историю города».
    * 1648 году, во время осады Львова войсками Богдана Хмельницкого, группа Украинцев сговорилась открыть гетьману ворота города. Об этом узнали монахи. Заговорщиков пригласили на обед в монастырь. Во время застолья их по одному начали вызывать во двор. Там подводили к колодцу и предлагали заглянуть в нево. Когда человек наклонялся, ево били топором по голове и бросали в колодец (позже рассказывали, что он была завалена трупами до самого верха). У тех, кто еще сидел за столом, закралось подозрение. Они вышли во двор и стали свидетелями ужасной расправы. Выхода не было, пришлось спасаться бегством - через городские стены в лагерь казаков.
    * Во время осады города войсками Богдана Хмельницкого в 1648 году святой Ян из Дукли своим появлением в небе спас город от захвата казаками.
    * В экспозиции архива представлена так называемая «грамота Дракулы», написанная кровью.
    * Часы на башне всегда спешили на пять минут. Это сделано в память о монахе, который увидел с башни турков, которые подкрадывались к городу и уже были почти под стенами. Не имея времени бежать и кого предупреждать, монах перевел часы вперед - ко времени закрытия городских ворот. Таким образом город был спасен.
    * Говорят, что в колодце во дворе монахи бернардины топили детей, которые рождались от их связей с монахинями кларискамы, чей монастырь расположен буквально напротив за каких-нибудь двести метров. Считалось, что их встречи были возможны благодаря подземному ходу, выкопанному монахами между двумя монастырями. Этот якобы «подземный переход» обнаружили в XIX веке. На самом же деле правда значительно проще. В 1672 году Львов обступила турецкая армия. Нападающие начали копать галерею под стеной монастыря со стороны площади, почти от монастыря кларисок. Но вдруг началась страшная буря, которая завалила подкоп вместе с людьми, которые в нем были. Об этом впоследствии забыли, но в конце XIX века, когда прокладывали трамвайную линию, обнаружили заваленный подкоп. В то время во всей Европе шла ожесточенная антиклерикальная борьба, потому подкоп немедленно объявили подземным ходом, который соединял монастыри бернардинцев и кларисок и который, конечно, монахи и монашки отрыли не с благочестивой целью. 
Остатки этого подкопа были использованы при строительстве подземного перехода на площади Мытной (рукав перехода с площади к воротам монастыря бернардинцев), однако и сейчас туристам часто рассказывают эту легенду.
    
* Во время Второй мировой войны в течение 1943-1944 годов в канализационных тоннелях под костелом пряталась большая группа евреев. Остатки их бытовых вещей были найдены в начале 2000-х годов во время ремонтных работ.



Назад в раздел
2009-2016 Права защищены - INTERES'но во ЛЬВОВЕ.