Заказ экскурсий по Львову:

Я в


Авто-екскурсии Львовом
Старый герб Львова Новый герб Львова
Українська мова ''Interes’но у Львові'' Русский язык ''Interes’но во Львове'' English
Interes'но во Львове - ваш персональный гид по Львову. Экскурсии по Львову

Каплица Боимов

Храмы Львова

Часовня Боимов - памятник сакральной архитектуры во Львове на площади Катедральной, 1.

Часовня построена в 1609 - 1615 годах (по другим данным в 1606 - 1615 годах) над фамильным гробовцем семьи львовских патрициев Боимов. Строительство заказал и начал Георгий Боим, а завершал один из его сыновей Павел Боим. Часовня была построена на территории тогдашнего городского кладбища вблизи Латинского собора. Всего в усыпальнице было похоронено 14 членов семьи Боимов

Имена создателей часовни точно не известны. Наиболее обоснована и распространена версия, что строител
ем часовни был архитектор Андрей Бемер, который в те времена построил несколько сооружений во Львове.

Во второй половине 18-го века захоронения из часовни был
и перенесены на львовские кладбища, а ключи от часовни согласно завещанию Г. Боима было передано в катедру. В 1945 году советской властью часовню было закрыт для посетителей.

С 1969 года часовня является подразделением Львовской картинной галереи (ныне Львовская Галерея Искусств) и открыта для посетителей.

 Внешне часовня своей архитектурно-объемной композицией напоминает прикарпатские церковици 17-го века. Квадратн
ое в плане кубическое строение (четверик) увенчано восьмериком бане с восьмигранным световым фонарем. Верхний купол завершен крестом с фигурой Христа. Архитектурный стиль специалисты определяют как зрелый ренессанс с переходом к барокко, с другой - трактуют как характерный образец северного маньеризма в Украине. Архитектурный объем имеет характерную для эпохи Ренессанса центрическую композицию, разбивку наружных стен пилястрами ионического ордера, развитый венечный карниз.

Внешнее оформление часовни
Стены часовни ориентированы строго по сторонам
мира. Южная стена закрыта пристроенным в 19-м веке вплотную к часовне домом.

Восточная стена, выходящая на улицу Галицкую, расчлененная пятью пилястрами и украшена лишь двумя фресковыми портретами - самого Георгия Боима и его жены Ядвиги. Портреты созданы 1617 и приписываются Яну Дзиан
и (Jan Giani).

На северной стене также расчлененной пилястрами размещены также два фресковых изображения Богоматери и Христа. Чуть выше этих изображений на одной из граней висьмигранного барабану расположен один из лучших львовских рельефов - "Георгий Победоносец". Вообще образ патрона Георгия Боима - Св. Юрия (Георгия) по крайней мере трижды встречается в декоративном оформлении часовни. Считается, что автором упомянутых фресок и барельефа, а также скульптурных изображений над капителями пилястр является упоминавшийся Андрей Бемер.

Самым насыщенным декоративными элементами является главный (западный) фасад часовни. Известно, что скульптурная декорация западного фасада была "приставлена" на втором этапе строительства часовни в 1611 - 1615 годах. Автором этой чрезвычайно насыщенной пластикой декорации считается мастер из Вроцлава Гануш Шольц. В течение последних двухсот лет искусствоведы сетуют на невысокий художественный уровень этой скульптурной декорации, хотя для многих людей собственно она является наиболее интересным и впечатляющим элементом внешнего оформления часовни. В отличие от восточного и северного фасадов западный расчленен шестью колоннами по горизонтали и двумя карнизами по вертикали

Декоративные рельефы западного фасада расположены в трех ярусах.В
о втором ярусе в картушах над скульптурными изображениями пророков расположены цитаты из Библии на латинском языке.

Насыщенным является верхний ярус, состоящий из композиций на тему страстей Христовых: "Бичевание", "Несение креста", "распятие", "Снятие с креста". Благодаря выразительности пластики эти композиции и композиции интерьера называют "Библией для бедных", поскольку не нужно знать грамоты, чтобы понять суть.

Еще одной необычной особенностью внешнего вида часовни является фигура Христа на куполе. Это не очень распространен
ый в христианской иконографии образ Христа огорченного (польск. Chrystus frasobliwy, англ. Pensive Christ). Необычность этого варианта скульптуры в том, что в отличие от всех других изображений сидящего Христа, здесь Христос опирается щекой на левую руку, а на большинстве известных изображений - на правую.

Интерьер часовни
Интерьер часовни композиционно и стилистически связан с ее внешним видом. Внутреннее убранство часовни и ее строение поражают своей изящность и гармонией, огромное количество элементов и скульптурных изображений размещенных в небольшом п
росторовом объеме помещения скомпонована столь эффектно и мастерски, что изнутри часовня выглядит значительно большей и выше чем снаружи. Алтарная стена, стремительно и гармонично сливается с чашей купола часовни создает атмосферу подъема.

Большинство скульптурных работ в интерьер
е часовни выполнил И. Пфистер. Для отделки использованы местные материалы. Нижний ярус алтаря, как и фасад, выполнены из Полянского известняка (из залежей у села Поляна под Львовом), верхний ярус алтаря и подкупольные рельефы выполнены в технике стюкко (с применением смеси извести, гипса и молотого алебастра или мрамора). Некоторые скульптурные композиции выполнены с применением черного мрамора и белого или серого алебастра, который в то время был известен под названием "русинского мрамора".

Алтарные композиции, явля
ются доминантой, смысловым и композиционным центром интерьера, размещенные на восточной внутренней стене часовни просто напротив входа. Плоскость алтарной стены разделена карнизами на три яруса, плотно заполненных скульптурными произведениями. Важнейшие композиции расположены в двух верхних ярусах. Нижний ярус отделен карнизом, который опирается на фигуры четырех пророков. В нижнем ярусе две двери прикрывают алтарные ниши. На внешней стороне левой двери изображение Христа, на правых - Девы Марии. Отделка дверей, еще одно доказательство высокого мастерства строителей часовни. Здесь использовано много различных техник - преподавание (интарсия), резьба по дереву, ковка и роспись.

Главная тема алтарных композиций - Страсти Христовы. Центральной композицией является "Моление о чаше", не самый драматичный и самый важный момент страстей Христовых - мука духовная. Сцена моления в Ге
ксиманском саду чрезвычайно подробная и внятная. На небольшой площади авторам удалось разместить всех участников событий: Христа, который общается с ангелом, спящих апостолов Петра, Иакова и Иоанна и стражников, которых ведет Иуда.

Слева от "Моление о чаше" - композиция "Тайная вечеря" полна драматизма и жизненного реализма. В правом нижнем углу композиции под лавой Иуды оскалился негодной улыбкой дьявол. Правую часть среднего яруса занимает композиция "Ом
ывание ног". Средний ярус алтаря отделен от верхнего карнизом, который опирается на фигуры четырех сидящих спящих евангелистов.

Верхний ярус алтарной стены состоит из несколько меньших по размерам композиций: "Поклонение Агнцу" и над ней "Страшный Суд". Дополнением к сюжету "Поклонение Агнцу" есть четыре женских фигуры, олицетворяющие Справедливость (лат. Justicia), Любовь (лат. Charitas), Мир и Веру (лат. Fides).

На южной стене размещены еще два известных произведения И. Пфистера эпитафии Боимов и зятю Г. Боима - И Бреслер. Эпитафия Боимов выполнена из черного мрамора и белого и серого алебастра. Выразительной частью эпитафии является скульптурная группа "Пиета" (оплакивание). В центре группы Мария, которая держит на руках тело Христа, по сторонам - Георгий и Ядвига Боима на коленях, в двух верхних ярусах - дети и внуки Боимов.

Над входной дверью в часовню размещены еще два образца изобразительного искусства 17-го века. Это портреты Георгия Боима и его сына Павла. Имя автора портретов точно не известно, хотя существует мнение, что им был предположительно Матеуш Доморадзки. Портрет Г. Боима - первый мещанский портрет выполнен в
о Львове.

Внутренняя емкость купола часовни является одним из важнейших элементов ансамбля, который делает целостность комплекса довершение. В нижней части купола размещено три ряда кессонов, по двенадцать в каждом ряду. Размеры кессонов уменьша
ются по мере приближения к верхушке купола. Такое размещение кессонов, удачно выбранный голубой цвет фона, а также восьмигранный световой фонарь создают впечатление значительно большей высоты часовни, чем реально. Небольшой затемненный пространство интерьера раскрывается вверх, невольно притягивая взгляд к алтарю. Над световым фонарем размещена верхняя часть купола украшена восемью барельефами ангелов и несколько стилизованным фресковым изображением Святой Троицы. Освещение внутреннего пространства часовни обеспечивают также три круглых окна, два в верхней части северной стены и одно - в Вехней части подкупольного восмерика на западном фасаде. Дополнительное освещение нижнего яруса обеспечивают четыре нижних окна главного фасада.




Назад в раздел
2009-2016 Права защищены - INTERES'но во ЛЬВОВЕ.